Услуги

  • Специалисты с большим опытом работы

  • Исполняем поручения быстро

Установление (признание) Российского гражданства


Признание гражданства рассматривалось ранее действовавшим законодательством как одно из оснований установления гражданства.

 Однако признание гражданства нельзя рассматривать как способ его приобретения. Суть признания заключается не в приобретении лицом статуса гражданина, а в установлении его принадлежности к российскому гражданству. Признание как юридический факт не порождает состояния гражданства, а лишь подтверждает его наличие. Поэтому современный Закон о гражданстве, сохранив признание, не рассматривает его более как основание приобретения гражданства.

Признание направлено на устранение возникшей неясности в вопросе о том, обладает или нет лицо гражданством. А неясность может порождаться рядом обстоятельств: изменением государственной принадлежности территории, на которой проживает человек, например, в результате распада федеративного государства; изменением законодательства о гражданстве; коллизиями законодательства разных стран. Состоявшееся признание индивида российским гражданином означает, что он обладал российским гражданством до признания и на этот момент.

Гражданство признается, во-первых, законодательным определением круга российских граждан, во-вторых, установлением факта российского гражданства у отдельных лиц уполномоченными органами, например органами внутренних дел. И в том, и в другом случае признание выступает институтом правопреемства в отношении гражданского населения.

Закон о гражданстве определяет, что гражданами РФ являются:

  • лица, имеющие такое гражданство на день вступления Закона в силу (1 июля 2002 г.);
  • лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим Законом.

Приведенная норма говорит, что на день вступления в силу Закона о гражданстве Российское государство имело своих граждан. Следовательно, вступая в силу. Закон не только заложил способы приобретения и прекращения российского гражданства на будущее, но и выделил круг лиц, обладающих статусом российского гражданина на момент смены законодательства о гражданстве. Эти лица не обязаны вновь проходить через процедуру при обре- гения гражданства, подтверждая тем самым свою лояльность государству. Смена законодательства о гражданстве при сохранении самого государства не должна означать лишение людей, пусть даже временное, их гражданства.

Решение вопроса о наличии российского гражданства у отдельных лиц в спорных случаях заставляет обращаться к ранее действовавшему законодательству о гражданстве. Основанием для установления улица российского гражданства служат законодательные акты Российской Федерации, РСФСР, СССР, международные договоры Российской Федерации, РСФСР, СССР, действовавшие на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие улица российского гражданства. Так проявляется эффект «переживания» закона, когда он продолжает действовать и после своей отмены.

Закон о гражданстве предусматривает наряду с признанием российского гражданства возможность установления факта наличия улица в прошлом гражданства Союза ССР. Это значимо, например, для применения к лицу упрощенного порядка приобретения российского гражданства. Наличие улица в прошлом гражданства Союза ССР устанавливается аналогично установлению российского гражданства.

Признание лиц российскими гражданами или установление фактов их состояния в прошлом в гражданстве СССР относится к компетенции органов миграционной службы (внутри страны) и органов Министерства иностранных дел (за рубежом).

Часть 2 ст. 20 ранее действовавшего Закона о гражданстве (в ред. от 17 июня 1993 г.) устанавливала, что бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ. Здесь восстановление разумелось как способ признания российского гражданства. Дело в том, что восстановление гражданства у этой категории лиц имеет обратную силу, и их гражданство восстанавливается (должно восстанавливаться) с момента его незаконного лишения. Обычное же восстановление гражданства, будучи способом нового приобретения гражданства, обратной силы не имеет. Очевидно, что в данном случае необходимо еще и согласие лица на восстановление незаконно изъятого у него гражданского статуса.